Жители Северной столицы имеют возможность проникнуть в тайны такого явления как ленинградский архитектурный конструктивизм. Такой шанс им предоставил известный российский художник и писатель Михаил Карасик. В Новом музее сейчас проходит его выставка «Ленинградский архитектурный конструктивизм: Дворцы Культуры, фабрики-кухни, бани и др.», в основу которой лег одноименный альбом.
Карасик занимается визуальным исследованием архитектуры уже давно: на его счету такие издания как «Дворец Советов СССР. Конкурс проектов» (2006) и «Вавилонская башня СССР» (2011). Нынешний альбом литографий – одно из наиболее значимых произведений художника.
«Архитектура — один из индикаторов нашей идентичности со временем и местом», - поясняет Карасик, - «С годами замечаешь, что даже дома, построенные из бетона и стали, теряют привычные черты, ветшают, достраиваются, обретают декор. Каждое новое здание, превышающее положенную высотность и традиционный для классического города рисунок, становится предметом переживаний. Что же говорить о целом направлении в архитектуре — таком как конструктивизм, который, кажется, так и не прижился в Питере».
Михаил Карасик пытается найти им свое место в постоянно меняющемся архитектурном облике города.
«На Западе давно существует термин, у нас пока не прижившийся, – the urban archeology. Исследуется городская среда в ее исторических слоях и материальных остатках – развалинах, мусоре, отходах и пр.», - отмечает заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского Музея искусствовед Александр Боровский, - «Но есть и метафорическое значение термина: к разным срезам – материальным, текстуальным и пр. – городской культуры добавляется метафизический: так и не материализовавшиеся социальные и духовные начинания, захватившие большие группы людей планы и проекты жизнеорганизации, витавшие в воздухе настроения, коллективные разочарования и обиды. Мне думается, Карасик приблизился к чему-то подобному – к оптической археологии городской среды в ее видимых и невидимых срезах».
На экспозиции в Новом музее представлены графические листы и большие панно, созданные художником на тему ленинградского архитектурного конструктивизма. Они наглядно демонстрируют пути становления и развития так называемого «Большого стиля».
Особое внимание уделяется передаче самой атмосферы первой половины 30-х годов ХХ века. Чтобы подчеркнуть эту направленность, на открытии выставки была проведена необычная акция. Организаторы сварили 30 литров компота, ассоциирующегося с советским временем, и угощали им всех желающих.
На открытии выставки также состоялась презентация самого альбома «Ленинградский архитектурный конструктивизм: Дворцы Культуры, фабрики-кухни, бани и др.», на создание которого у Карасика ушло более трех лет. Осуществить проект ему помог петербургский собиратель книги художника Тимофей Марков, выступивший в качестве издателя.