Североевропейские древности в культуре населения западных районов Новгородской земли в раннем средневековье

Древнерусское население Новгородской земли и его культура формировались на многокомпонентной основе. На отдельных территориях соотношение этих компонентов было различным. Свой вклад в культуру формирующейся Новгородской земли внесли и выходцы из Скандинавии. Присутствие “скандинавского” компонента особенно ощутимо в Поволховье и Приладожье. Здесь североевропейские древности фиксируются по крайней мере с середины VIII – середины IX в. Комплексы скандинавского происхождения и серии вещей отчетливо выделяются в культуре населения упомянутых регионов. Иначе обстоит дело с территориями, удаленными от военно-торговых магистралей. Однако и на памятниках этих районов выявлены предметы, связанные со скандинавской культурной традицией прямо или опосредованно.

Одной из таких територий является пространство между бассейном Ильменя и восточным побережьем Псковско-Чудского водоема, традиционно именуемое западными районами Новгородской земли. Во второй половине I тыс. н. э. здесь выделяются две культурные зоны, маркированные памятниками двух различных традиций – длинными курганами и сопками. Особо выделяется зона пересечения этих ареалов, в которой сопки и длинные курганы встречаются чересполосно. В древнерусскую эпоху происходит культурная нивелировка, и локальные различия проявляются только в оформлении надмогильных сооружений.

Следы знакомства с североевропейской, или, шире, – с общегерманской, культурной традицией прослеживаются уже в материалах длинных курганов. В памятниках культуры длинных курганов встречены вещи, свойственные культуре населения побережья Балтийского и Северного морей – блоковидные кварцитовые огнива (Мерево, Березно, Городище, Горско), бусы из темно-синего кобальтового стекла (встречаются при широких раскопках почти каждого памятника). Прямо или опосредованно к северогерманским древностям восходит целый ряд типов и техник, для рассматриваемого региона представляющих собой культурные новации. Речь идет о бусинах, напущенных на проволочные колечки (Березно, Березицы, Безьва и др.), технике тиснения нашивных бляшек, некоторых орнаментальных мотивах (Горско, Березно, Поддубье, Володи?).

Не позднее второй половины IX в. на западе региона появляются памятники новой культурной традиции (Надбелье на Оредеже, Курская Гора в верховьях Луги). Формирование ее несомненно связано с регионом Поволховья в предшествующее время, и, в первую очередь, со Старой Ладогой (780е – 830е гг.). Оценивая эту традицию в целом, можно констатировать, что она является результатом синтеза многих традиций, среди которых североевропейские выделяются отчетливо и играют значительную роль. По сути культура формировавшаяся в Поволховье на протяжении IX – начала X в., впитывая в себя в течении X столетия все новые и новые элементы, должна рассматриваться как основа древнерусской культуры Северо-Запада Руси. В этом контексте североевропейские культурные элементы, скорее всего, связаны не с прямыми контактами со скандинавами, а либо уже прочно вошли в жизнь обитателей этих поселений, либо поступали из района того же Поволховья (фризские гребни, ножи, обнаруженные на комплексах памятников Надбелье и Курская Гора, в большинстве своем выполненные в технике трехслойного пакета, техника точения на токарном станке и др.). Неоднозначно можно оценивать находки ланцетовидных наконечников стрел на городище Надбелье, которые по условиям сохранности и залегания можно связать и с военным столкновением. Особо выделяется находка брактеата с крестовидным орнаментом в Надбелье. Абсолютно точная аналогия ему известна по формочке с поселения Бирка. Создается ощущение, что предмет из Надбелья был отлит именно в этой форме.

Несколько позже, вероятно, на рубеже IX-X в.в., возникает еще ряд поселений с аналогичной культурой, которые можно рассматривать как “локальные центры” (Передольский погост, Городец под Лугой, Которский погост и др.). В отличие от Надбелья и Курской Горы, жизнь на которых прекратилась около середины X в., они непрерывно существуют вплоть до XII–XIII вв., непосредственно демонстрируя развитие древнерусской культуры. В материалах этих поселений также представлены вещи, обязанные своим происхождением североевропейским традициям. Следует подчеркнуть, что “североевропейские” предметы находятся в различном отношении к собственно древнерусской культуре. Некоторые из них должны рассматриваться как импорты, ввезенные на Русь из Скандинавии или через нее (фризские гребни, возможно, 14-гранные весовые гирьки, бронзовая накладка на кресало, найденная в Которске и имеющая точные аналогии в Бирке, бусы из молочно-белого стекла с печеночно-красной волной, встреченные на Которском и Передольском селищах, отдельные скандинавские монеты и др.). Значительная часть предметов североевропейского происхождения уже в Х в. стала органичной частью многокомпонентной по своему составу древнерусской культуры. Речь идет о ножах с четкими уступами при переходе от лезвия к черенку, выполненных в технике 3-слойного пакета (IV группа ножей Восточной Европы по Р.С.Минасяну), характерном оформлении концов ювелирных изделий “на два узла”, некоторых орнаментальных композициях и т. п. Однако целый ряд вещей, по-видимому, так и остался чем-то чуждым или даже оказался свидетелством враждебных акций. Так, ладьевидные браслеты, известные в ранних погребальных комплексах (Березицы III, Которск IX) довольно быстро выходят из употребления, и найденные в культурном слое Передольского погоста экземпляры уже разогнуты и, по всей вероятности, предназначены в переплавку. Ланцетовидные наконечники стрел, обнаруженные на Которском погосте, связаны со горизонтом пожара, вспыхнувшего при штурме одной из центральных усадеб этого поселения. Само положение этих стрел в слое свидетельствует о том, что принадлежали они нападавшей стороне.

Значительное число североевропейских предметов представлено в погребальных памятниках рассматриваемоого региона. Наиболее ранние находки предметов, связываемых с Северной Европой, сделаны в могильниках Х в. Встречаются те же категории находок, что на поселениях: украшения – бусы, ладьевидные браслеты, ножи, наконечники стрел и копий (Которск, Залахтовье, Калихновщина, Озертицы). В могильнике Которск IX помимо нескольких фрагментов ланцетовидных наконечников стрел был найден колчанный крюк,

После принятия христианства и перехода к трупоположениям в отдельных погребениях ХI – первой половины ХII в. продолжают встречаться вещи североевропейского круга – ладьевидные браслеты (Березицы III), подвески (Которск IХ), бусины на колечках (Которск IХ), украшения, проволочные концы которых завязанны “улиткой” (Малая Горка, Тяглино), оружие. Некоторые типы украшений получают свое развитие в древнерусской культуре (ладьевидные браслеты, щитовидные подвески (Старосиверская) или продолжают свое существование, воспринятые древнерусской культурой (ножи IV группы, завязанные двойным узлом концы изделия). В ХII-ХIII вв. в древнерусских погребальных памятниках появляется группа поясных украшений, которая может быть связана с Готландом или территорией Швеции (Тяглино,Терпилицы, Городони).

Наряду с отдельными находками, древнерусское население воспринимает и погребальные традиции, создавая на протяжении ХI – первой половины ХII вв. отдельные камерные захоронения.

С.Л.Кузьмин, Е.Р.Михайлова, В.Ю.Соболев

назад