Итоги, перспективы и задачи изучения культуры псковских длинных курганов в западных районах Новгородской земли

В течение всего XX века исследователи традиционно выделяли две группы древностей второй половины I тысячелетия н.э., которые по их мнению предшествовали древнерусской культуре на территории Новгородской земли и сопредельных областей. Длительное время они характеризовались на основе противопоставления погребальных памятников - длинных курганов и сопок. В 1970-1990-х годов, когда началось систематическое изучение поселений, были выделены две археологические культуры получившие названия по указанным выше типам насыпей с кремациями. Относясь с известной долей скепсиса к жесткому выделению противостоящих друг другу культур, стоит признать существование реального исторического феномена, воплотившегося в функционировании могильников состоящих из насыпей различных форм (в том числе и длинных) расположенных в характерных боровых ландшафтах.* Именно этот вид погребальных памятников обозначен как КПДК и рассматривается в данной работе.

Следует отметить, что в обширном ареале КПДК памятники изучены крайне неравномерно. Далеко не везде произведены тотальные разведки и фиксация могильников и одиночных курганов. В некоторых регионах раскопки велись от случая к случаю; еще меньше территорий, где могильники исследовались полностью, со вскрытием межкурганного пространства.

Одним из 'благополучных' регионов являются западные районы Новгородской земли, под которыми следует понимать бассейны рек Луги и Плюссы, а также территорию к востоку от Псковско-Чудского водоема. Несомненно, что носители КПДК очерченной области представляли в древности определенное территориальное и, по всей вероятности, социо-демографическое единство (о чем свидетельствуют размещенные на ее периферии городища-убежища, отсутствующие внутри).

Систематическое изучение региона ведется в течении более ста лет. За это время, неоднократно и на разном уровне, проводились разведочные обследования, поэтому возможна оценка степени полноты сведений о насыпях КПДК и их сохранности, при неуклонном выявлении все новых и новых памятников. В течении многих лет, хотя и с некоторыми перерывами, осуществлялись раскопки рассматриваемой категории древностей. До революции, траншеями и колодцами вскрыто более 50 курганов (С.С.Гамченко, А.А.Спицын, К.В.Кудряшов и др.). В 1930-1940-х гг. уже на снос, но при несовершенной фиксации и без вскрытия ровиков и межкурганного пространства, около 40 насыпей КПДК рассматриваемого региона исследовали Н.Н.Чернягин и С.А.Тараканова. Накопленный к середине XX в. материал был уже достаточно репрезентативен, заняв соответствующее место в обобщающих сводах Н.Н.Чернягина (1941) и В.В.Седова (1974). Однако самый большой прогресс в изучении погребальных памятников региона достигнут в 1970-1990-х гг.; тогда же началось исследование поселений. Г.С.Лебедев, Ю.М.Лесман, Л.А.Царькова, Н.В.Хвощинская, Н.И.Платонова и С.Г.Попов раскопали около 30 курганов, используя более совершенные чем их предшественники приемы. С 1987 года экспедиция под руководством автора (самостоятельные работы в ее составе осуществлены так же Е.Р.Михайловой, В.Ю.Соболевым и Б.Г.Лычом) ведет методичное исследование могильников КПДК в бассейнах рек Луги и Плюссы. За это время исследовано более 50 насыпей, причем три курганные группы раскопаны полностью (Березно I, Березицы VI, Которск XII), а группа Засобье II наполовину.

Таким образом создана внушительная база источников: более 170 раскопанных курганов составляют не менее 5% всех известных насыпей КПДК в регионе. Степень изученности КПДК в западных районах Новгородской земли сравнима только с аналогичным регионом Восточной Эстонии.

Анализ археологической карты показал закономерность в размещении памятников КПДК, прослеживаемую и на других территориях. Во-первых, они почти всегда тяготеют к массивам легких песчаных почв, занятых в настоящий момент преимущественно сосновыми борами. Во-вторых, наблюдается иерархичность территориальных группировок памятников, выражаемая формулой 'гнездо - куст - регион'. 'Гнезда', состоящие из одного, реже двух-трех крупных могильников, небольших групп и одиночных насыпей, содержат обычно весь спектр форм курганов характерных для КПДК. Крупные могильники занимают центральное положение в 'гнезде', являясь его основным некрополем, где сосредоточено до половины и более всех курганов. На некотором удалении от него, в радиусе 1-3 км располагаются остальные памятники 'гнезда'. Число насыпей в 'гнезде' может быть различным. Обычно это 30-50 курганов, но иногда их бывает меньше, но максимальное количество не превышает сотни. Два - четыре 'гнезда' составляют 'куст', локализующийся или в бассейне небольшой реки, или на участке течения более крупной, или в районе систем озер соединенных протоками. Расстояния между гнездами колеблются в пределах 5 - 10 км. 'Регион', по всей вероятности, соответствовал определенной социо-политической общности носителей КПДК. Две аналогичные общности по материалам археологической карты выделяются для района к югу и западу от Псковско-Чудского водоема и в верхнем течении р. Великой, Себежском Поозерье и северной Белоруссии.

Следует отметить, что на периферии рассматриваемого региона расположены городища-убежища с характерной фортификацией близкой тушемлинской традиции и входящие в 'гнезда' памятников КПДК (Люботежь, Б. Крюково, Щир, Крапивна, Горка и др.). Они отсутствуют в его центральной части. На западной окраине региона, так же в составе 'гнезд', находятся городища Сторожинец и Городище (Гдовское), содержащие слои с материалами КПДК.

Любопытную группу городищ представляют Городище (Плюсское) и Жуковичи, укрепления которых аналогичны вышеописанным, но расположены они в иных ландшафтных условиях, вне 'гнезд' курганов КПДК. Однако керамика этих памятников несомненно тождественна сосудам из длинных курганов. Стоящие на южной и северо-западной окраине региона, в ключевых точках водоразделов Плюссы и Луги, Псковы и Куреи, обладающие достаточно мощными укреплениями, они 'запирают' его внутреннюю зону. Возможно, это свидетельство степени организации населения КПДК на уровне рассматриваемого территориального единства, которая не сводилась к эпизодической координации действий отдельных коллективов, оставивших 'гнезда' и 'кусты' памятников. Вполне вероятно, что стратегически важные укрепления возводились общими усилиями и их гарнизоны (временные или постоянные) составляли выходцы и из центральной части региона.

Строительство городищ только на окраинах региональной группировки носителей КПДК свидетельствует об уровне ее консолидации, выражавшейся в отсутствии постоянной внутренней военной угрозы и решения возникавших между отдельными коллективами споров мирным путем.

В этой связи стоит уделить внимание комплексу памятников у д. Полицы в среднем течении р. Дряжны (междуречье рек Люты и Плюссы). Здесь на протяжении 2,5 км находится 4 группы и две одиночные насыпи КПДК, всего - 49 курганов (19+12+12+4+1+1). Среди них выделяется могильник состоящий исключительно из 12 высоких округлых в плане сооружений диаметром 8-15 м и высотой 1,5-3 м. Такие могильники мне неизвестны ни в пределах рассматриваемого региона, ни во всей северо-западной части ареала КПДК. Следует акцентировать внимание еще на двух обстоятельствах. В состав комплекса памятников у д. Полицы входит 5 древнерусских курганных и курганно-жальничных могильников. Они содержат более 300 разнотипных погребальных сооружений, а число захоронений в них может превышать 1000 человек. До сих пор, не смотря на неоднократные тщательные поиски, сопутствующего им поселения не выявлено, а по данным Писцовых книг (рубеж XV-XVI в.в. - т.е. во время соответствующее окончанию действия кладбищ в их жальничной части) Полицы предстают единственным ближайшим населенным пунктом, при этом - малодворной деревней. Складывается впечатление, что своеобразный 'лес мертвых' являлся традиционным местом упокоения жителей более обширной территории, каким-то особым сакральным центром. В 4 км от Полицкого комплекса, поблизости от сравнительно крупного некрополя КПДК у д. Узьмино (29 насыпей) был найден клад серебряных шейных гривен. Аналогичный клад происходит из д. Горка в Верхнем Полужье и связан с центром территориальной группировки носителей традиции сооружения сопок (Передольский погост) с его грандиозным курганом-святилищем Шум-Гора. Учитывая расположение комплексов памятников у д. Полицы и Узьмино в географическом центре территориальной группировки КПДК, их состав и общий контекст, можно предположить, что здесь находился ее какой-то центр. Однако его действие не сопровождалось возникновением поселения. Это наводит на мысль, что он носил характер общих собраний для отправления культов и решения общих вопросов представителями независимых равноправных коллективов, между которыми, похоже, отсутствовали выраженные лидеры.

Особым вопросом является погребальная обрядность носителей КПДК. При немногочисленном погребальном инвентаре, очень малом числе выразительных комплексов и сильном повреждении предметов в огне погребальных костров именно анализ внутренней структуры курганов и их соотношения в рамках отдельных могильников становятся важнейшим источником. Результаты новых раскопок дают качественно новую информацию и позволяют определенным образом интерпретировать материалы полученные прежде. Повторю что исследования последних лет были направлены на полное вскрытие курганных групп, включая межкурганное пространство.

Еще раз подтвердилось положение о синхронности в КПДК насыпей всех форм. Среди них встречены как курганы возведенные единовременно, так и сложные сооружения построенные в несколько приемов. Особое внимание привлекают 'малые курганы'. Это подквадратные или подовальные в плане насыпи, размерами 3-5 Х 3-5 м, высотой 0,2-0,4 м. Погребение в них располагалось в центре; вполне возможно, в полости не сразу засыпавшейся грунтом. 'Малые курганы' отмечены как отдельные сооружения (Березно-I, к. 3; Березицы-VI, к. 1; Которск-XII, к. 2 и др.), так и в составе сложных по строению насыпей, где они составляли либо начальный этап действия погребального сооружения (Которск-XII, к. 1; Засобье-II, к. 6/7), либо были включены в него в процессе присыпок (Которск-XII, к. 6).

В ходе раскопок 1987-1996 г.г. исследована серия курганов высотой 1,8-2,5 м, которые иногда именуют 'сопками в борах' (Березно-I, к. 10 и 11; Которск-XII, к. 10). Выясняется, что они могут быть возведены в один прием или содержать в основании насыпь меньшей высоты. Провести грань между этими курганами и обычными полусферическими меньших размеров нельзя. Их внутренняя структура, способы совершения захоронений и инвентарь идентичны. Может разница заключается исключительно в демонстративных трудозатратах? Тогда интересно исследовать особенно крупные курганы (более 3 м. высоты и 20 м диаметром: Горско, Обод, Лющик, Турово), но их мало и они сильно повреждены грабительскими раскопками.

Высокий круглый курган в группе Которск-XII был слит путем присыпки удлиненной насыпи с 'малым курганом', образовав единую комбинированную конструкцию (к. 6). Этот факт совпадает с наблюдениями Н.Н. Чернягина над курганом 13/14 в могильнике Городня (бассейн р. Толбы) и подчеркивает не просто культурное единство населения сооружавшего курганы КПДК разнообразных форм, но и саму возможность изменения облика насыпей в процессе совершения в них погребений древними коллективами.

Здесь встает вопрос о причинах существования такого многообразия форм курганов, их 'комбинирования' и направления развития отдельных насыпей, могильников, эволюции погребальной обрядности КПДК в целом.

Среди насыпей КПДК достаточно высок процент (до 1/3) т.н. 'пустых курганов', т.е. насыпей в которых погребения не выявлены. 'Пустые курганы' есть и среди высоких, и среди полусферических, и среди длинных, и, что особенно важно, среди комбинированных насыпей или среди круглых курганов сооруженных в несколько этапов. Нет оснований считать, что захоронения в них находились на вершинах, были размыты и археологи их не находят. Во-первых, следы таких погребений выявляют часто прямо в дерне, а во-вторых, их остатки, хотя бы в виде отдельных кальцинированных костей, попадались бы при выборке и зачистке ровиков. Рассматривать отмеченные курганы как памятники-кенотафы погибшим на стороне не позволяет их значительное количество. Они важная характерная составляющая спектра насыпей КПДК. Все это приводит к мысли о насыпях КПДК как о заранее подготовленных платформах для помещения захоронений, часть которых в силу неясных нам причин осталась неиспользованной. Вновь становится актуальной старая идея о них как своеобразных 'домах мертвых'. Курган-дом возводился до (!) совершения погребений, но обязательно для (!) него, что следует из вышесказанного.

Отмечу значительную роль не только (а может и не столько?) формы насыпи как таковой, сколько форму контура ровиков и очертания площадки в основании кургана. Среди насыпей КПДК раскопанных 'на снос' практически нет (!) насыпей без ровиков и преобладают курганы с замкнутым его контуром без перемычек. Ровики, конечно, могли иметь значение 'карьеров' образовавшихся при выборке грунта для насыпей, хотя известен случай выброса земли не на площадку, а за внешний край (Березно I, к. 17). Но все же главное их значение было ритуальным и, если так можно выразиться, эстетическим. Ровики, особенно широкие и глубокие рвы-подрезки высоких курганов, придавали курганам более внушительный облик; их внутренние края и склоны насыпи могли крепиться деревянными конструкциями или дерном (Березно I, к. 6, 13, 18, 17?). Зафиксирован случай использования оригинального мостика переброшенного через ровик (Березно I, к. 13). Похоже, что в ровиках насыпей КПДК воплотилась универсальная идея отделения 'мира мертвых' от 'мира живых'. Их внутренние, более крутые склоны, в таком случае, символизировали стены 'дома мертвых'. Расширение размеров и формы кургана в плане всегда сопровождалось изменением формы ровика и площади им окруженной.

Поселения, а особенно жилые постройки, КПДК изучены плохо, чему есть как объективные, так и субъективные причины. Однако можно констатировать факт существования двух типов домов, условно - 'малых' (Сторожинец, Съезжее, Заозерье) и 'больших' (Кобылья Голова, Съезжее). Видимо различные формы курганов и их ровиков как-то связаны с вариативностью домостроительства, которая, в свою очередь, отражает особенности социальной организации населения поселков.

Анализ эволюции могильника помогает определить основу алгоритма погребальной обрядности носителей КПДК. Под эволюцией могильника я понимаю возникновение новых насыпей, изменение форм некоторых из них, наконец, прекращение совершения захоронений и появление пустых курганов. Наблюдение над топографией раскопанных могильников и некрополей с комбинированными курганами, в которых круглая часть всегда древнее длинной, показывает закономерности их роста. Они растут в одном либо в двух противоположных направлениях, как правило, вдоль вершин моренных гряд, очевидно, вдоль древних дорог. Если число насыпей достаточно велико, то в конце цепочек наблюдаются их скученность, преобладание круглых курганов, часто пустых (Городня, Березно I, Засобье II). Именно такую планиграфию могильников КПДК можно назвать классической.

Важно, что 'классические' могильники существуют на всем хронологическом интервале КПДК, т.е., по крайней мере с VI-VII в.в. (Березно I) по IX-X вв. (Которск XII). Получается, что алгоритм погребальной обрядности КПДК оставался неизменным. Таким он сохранялся у части ее носителей вплоть до смены кремаций ингумациями, когда на уровне 'живой' поселенческой культуры эти коллективы уже утрачивали свою самобытность, становясь древнерусским населением, (Которск XII, Рапти-Наволок, Безьва). Наиболее логичное объяснение отмеченным фактам дает связь закономерностей в совершении захоронений, деятельности по досыпке старых курганов и возведению новых, с социо-демографической структурой и перипетиями жизни людей их оставивших. В утрированном виде данную связь можно выразить формулой: 'Основан поселок - заложен могильник. Строится новый дом - возводится новый курган. Меняется положение внутри коллектива связанного с некрополем группы людей или отдельных лиц связанных с курганом - меняется форма кургана.'. Следует подчеркнуть, что интенсивная работа по строительству новых насыпей и поддержанию в порядке старых требовала затрат сил сопоставимых, если не превосходящих, усилия по возведению сопок. Это серьезное свидетельство о высокой сакрализации жизни общества носителей КПДК с ярко выраженным культом предков и сложной системой отношений внутри коллективов оставивших 'гнезда' могильников, а может и 'кусты' памятников (вероятно, статусных и семейных).

Нельзя оставить в стороне вопрос о грунтовых могильниках и т.н. погребальных площадках поскольку с ними связана проблема происхождения курганного обряда и его эволюции. Грунтовые могильники как особый пласт памятников непосредственно предшествующий могильникам КПДК отсутствуют. На северо-восточной окраине ареала КПДК они относятся к более раннему периоду и связаны с совсем иным кругом древностей (Башенькин 1993: 7-9). Не составляют какого-либо заметного явления т.н. погребальные площадки. Объект, исследованный Е.Н. Носовым на оз. Съезжее, вполне может рассматриваться как курган с плоской насыпью, а в целом, по справедливому замечанию Е.Р. Михайловой, погребальные площадки находятся в составе могильников КПДК, представляя собой этап эволюции некоторых курганов (Михайлова 1993: 70-78).

Подобное наблюдение хорошо иллюстрируют материалы рассматриваемого региона, одновременно опровергая мнение М. Аун о том, что погребения, впущенные с уровня погребенной почвы в материк, обязательно наиболее ранние в курганах. При раскопках ряда курганов (Березно I, к. 18; Которск XII, к. 1 и 4, Засобье II, к. 6/7) установлено, что они являются сложными сооружениями возведеннми в несколько приемов. Их первоначальное ядро представляло собой 'малый курган', а на прилегающей площади размещались грунтовые захоронения, перекрытые впоследствии насыпями. Их соотношение с ровиками этих насыпей трудно проследить. Однако необходимо принять во внимание - в могильниках, исследованных широкой площадью (Березно I, Березицы VI, Которск V) известны погребения в грунтовых ямках за пределами курганных насыпей на пространстве между ними. Эти погребения не составляют топографически обособленных групп и вторичны по отношению к курганам. Думается, что такая 'дискриминация' связана с маргинальностью погребенных в грунтовых ямках к членам коллективов похороненным в курганах (рабы, изгои, гости и т.д.?).

Таким образом, в настоящий момент кажется, что обряд сооружения земляных насыпей появляется внезапно в уже сложившемся виде и, при этом достаточно сложном, разработанном. Никаких аналогий за пределами региона ему нет. Путь решения проблемы видится следующим образом. До начала сооружения земляных насыпей у населения региона уже существовала система хозяйства и специфическая социо-демографическая структура. Погребальными памятниками этого региона могли быть археологически неуловимые формы захоронения. Но тогда неясен механизм перехода к новой традиции. Более вероятно допустить существование традиции захоронения в 'домиках мертвых'. Пример стремительного распространения земляных насыпей под влиянием внешнего импульса демонстрируют материалы приладожской курганной культуры. В ее насыпях четко прослежены рудименты наземных деревянных сооружений с очагами. 'Вычисленные' ранее гипотетически, подобные сооружения синхронные раннему этапу приладожских курганов ныне уже открыты (Назаренко 1988: 75-79). Сама по себе традиция 'домиков мертвых' имеет широкое распространение и глубокие корни на севере лесной зоны Восточной Европы среди финно-угорского населения не позднее рубежа эр. Его присутствие к северу от бассейна Западной Двины в период предшествовавший славянской колонизации демонстрируют материалы топонимики и памятники раннего железного века с ним связывают вполне обоснованно. Все более становится очевидной топографическая преемственность в размещении поселений раннего железного века и поселений КПДК, что свидетельствует о преемственности в способах хозяйственной деятельности и структуре расселения.

Данная гипотеза, конечно, требует основательных доказательств. Но именно она позволяет непротиворечиво толковать ряд фактов.

Во-первых, она объясняет сложение КПДК без массового переселения из какого-либо исходного ареала. Освоение огромных пространств зоны КПДК в сравнительно короткий период требовало значительного людского потенциала или чуда демографического взрыва. В районе Верхнего Поднепровья, где в это время распространяются памятники круга Тушемли - Банцеровщины оттока населения не наблюдается, что исключает его из числа возможных регионов - 'демографических доноров'. Следы такой массовой миграции из более далеких областей, особенно если принимать 'центральноевропейскую' версию В.В. Седова должны были остаться. Но главное не ясны ее мотивы и расселение мигрантов в ареале КПДК довольно причудливой формы. Объяснение такого переселения повышением уровня вод и освоением на Северо-Западе местностей с большими высотными отметками выглядит слишком неправдоподобным. Другое дело, если новый культурный импульс принесли военные отряды, участвовавшие до этого в бурных событиях эпохи крушения Римской империи. Именно с ними можно связать находки комплекса вооружения из Доложского и биметаллического кинжала из Турова в бассейне реки Луги и находки В-образных рифленых пряжек (Каргапольцев). Цели проникновения в столь отдаленные места таких отрядов те же что позднее у викингов - грабеж, наложение даней, торговля. Подобно ватагам викингов они могли быть сравнительно немногочисленными и очень мобильными. Следы деятельности таких отрядов фиксируются в Верхнем Поднепровье (Демидовка) и в Литве (Фурасьев; Шименас). Не насыпи ли восточнолитовских курганов послужили прототипом насыпей КПДК? Дисперсность расселения, вкупе с отсутствием системы устойчивых коммуникаций, должны были способствовать растворению этих групп в местной среде, даже при условии захвата ими власти. Возможно, многие из них оказывались здесь периодически и регулярно возвращались в более южные районы. Как показывают материалы эпохи викингов такие контакты вполне способствуют установлению новых культурных связей и распространению новых идей. Хозяйственный и жизненный уклад аборигенов не обязательно сильно должен меняться.

Во-вторых, предложенная гипотеза указывает направление поиска памятников предшествующих могильникам КПДК и выделения наиболее ранних комплексов культуры. Кажется перспективным и необходимым исследование 'гнезд' памятников, где присутствуют могильники с абсолютным преобладанием длинных насыпей. Таких пунктов немного (Рудно, Серебрянка, Турово), но именно с Туровым связан упомянутый кинжал.

В конечном счете, решение поставленной проблемы положительно (т.е. демографическая основа КПДК местная) ставит под большое сомнение версию о двух волнах славянского расселения на Северо-Западе и датировке первой из них V-VI в.в.

Термин культура длинных курганов родился в процессе разделения насыпей этой формы на две территориально-хронологических и культурных группы - южную ('смоленскую', 'смоленско-полоцкую') и северную ('псковскую', 'псковско-новгородскую', 'псковско-боровичскую' или 'псковско-вологодскую'. В данной работе для последней используется обозначение 'культура псковских длинных курганов' (КПДК). Несколько позднее в науку вошел термин 'культура сопок' (КС). Пока число исследованных поселений исчислялось единицами, а выбор объекта раскопок определялся желанием выявить эталонные памятники, версия о двух археологических культурах и стоящих за ними двух этнокультурных группах населения с различной ориентацией хозяйственной деятельности выглядела достаточно стройной и вполне убедительной. Однако в настоящий момент бикультурная картина выглядит слишком упрощенной. Она практически лишена территориальной и временной динамики. В ней нет места целому ряду синхронных памятников: т.н. 'памятникам удомельского типа', открытым И.В. Ислановой в Молого-Мстинском междуречье; поселениям типа Надбелье и Курская Гора в бассейне Луги; наконец, протогородским центрам (Ладога, Рюриково городище, Псков, Изборск и др.). Попытки исследователей 'записать' их в ту или иную культуру механистичны и не отражают всего многообразия исторических процессов протекавших на севере Руси в эпоху славянского расселения и становления государственности.

С.Л.Кузьмин

назад