Комплекс памятников в урочище Колода близ деревни Засобье (Лужский район Ленинградской обл.)

Одной из насущных задач исследования археологических памятников эпохи раннего средневековья является их включение в научный оборот, что зачастую удатеся сделать не сразу и не в полном объеме. Настоящая заметка посвящена публикации материалов раскопок интересного и сложного комплекса разновременных памятников близ д. Засобье Лужского района Ленинградской области, в бассейне среднего течения р. Луги.

Здесь, на правом берегу р. Сабы, поблизости друг от друга, в урочищах Колода и Засабская Могила, располагаются два средневековых некрополя, получивших при полевых исследованиях обозначения Засобье I и Засобье II. Эти памятники были выявлены Н.И.Платоновой, а позднее исследовались С.Л.Кузьминым и мною. Я приношу глубокую благодарность С.Л.Кузьмину за любезно предоставленную возможность использовать материалы его работ.

Комплекс Засобье II расположен приблизительно в 3 км к югу от д. Засобье на правом коренном берегу р.Сабы - крупного притока р.Луги, в урочище Колода, в сосновом лесу, и включает в себя курганную группу и многослойное поселение. Группа является типичной для псковско-новгородских длинных курганов: она насчитывает 12 насыпей разнообразной формы (круглых и удлиненных); удлиненные курганы вытянуты с северо-запада на юго-восток, вдоль берега Сабы. Южнее и юго-восточнее курганов простирается поселение. Следы культурного слоя зафиксированы вдоль берега Сабы на площади приблизительно 160х40 м. Высота селища над уровнем реки - 4,5-5 м.

Курганная группа была зафиксирована в 1983 г. Н.И.Платоновой, остатки средневекового поселения выявлены С.Л.Кузьминым в 1990 г. В 1990-1991 гг. им было вскрыто 380 кв. м в западной части поселения.

Культурный слой поселения, аморфный по своей структуре серый слабо гумусированный песок, оказался распахан на всю глубину. Борозды от распашки отчетливо заметны на материке. По словам старожилов соседних деревень, вся территория урочища, от находящихся на краю верхового болота курганов группы Засобье II до устья Керины, была распахана в 1920-х гг. хозяином располагавшегося здесь хутора.

Мощность культурного слоя достигала 0,30-0,35 м. Материк представлял собой ярко-желтый плотный песок, ближе к реке переходящий в вязкий влажный суглинок с включениями мелкой гальки.

В стратиграфическом распределении материала удалось проследить определенные закономерности. В верхней части культурного слоя были встречены многочисленные фрагменты лепной гладкостенной керамики с примесью дресвы в тесте, отходы металлургического производства (куски шлаков и маленьких криц), единичные осколки кремня, а также бутылочное стекло, современная глазурованная керамика, винтовочные гильзы, обрывки колючей проволоки и т. п. Здесь же было сосредоточено большинство индивидуальных находок. Встреченные в раскопе осколки кремня, отщепы и отдельные микролитические орудия из кремня и кварцита в тенденции тяготеют к предматерику.

После снятия слоя гумусированного песка выяснилось, что площадь раскопа практически вся занята разнообразными ямами. Большая их часть оказалась углублениями естественного происхождения - следами корней произраставших здесь когда-то деревьев. Это ямы неправильной формы, с неровным, чаще всего воронкообразным дном, заполненные слабогумусированным песком. В заполнении некоторых из них были встречены отдельные фрагменты керамики и обожженные крошащиеся обломки гранита. На поверхности материка в нескольких местах были зафиксированы пятна прокаленности.

Некоторые из выявленных углублений, безусловно, сооружены искусственно. Они, в основном, представляли собой незначительные по размеру углубления неправильных очертаний. Некоторые из них, возможно, были столбовыми.

Комплекс лепной керамики селища довольно единообразен. Почти все черепки происходят от посуды с гладкой неорнаментированной поверхностью, на которой выступают крупные зерна дресвы, со следами заглаживания рукой или тряпкой. Цвет черепков варьирует от бежевого до коричневато-серого, почти черного. Керамика изготовлена путем ленточного налепа из теста со значительным содержанием крупной и очень крупной дресвы, довольно слабо обожжена. Края венчиков обычно срезаны, редко скруглены. Черепки в изломе двух-трехслойные. Значительная их часть несет на себе следы пребывания в огне. Из 1781 учтенного фрагмента керамики (в т.ч. 129 венчиков) только 17 относятся к подлощенной или чернолощеной плохого качества керамике, 4 к штрихованной и 3 - к текстильной.

Среди индивидуальных находок наиболее многочисленны фрагменты биконических подлощенных керамических пряслиц небольшого размера (5 шт.). Кроме них, в пределах раскопа встречены обломок глиняной льячки, небольшой оселок из песчаника, 2 железных стержня и мелкие фрагменты неопределенных, сильно коррозированных железных предметов. Из украшений найдены половинка кольцевидной бусины из темно-синего стекла и маленькая литая шаровидная пуговица с ушком, изготовленная из желтоватой бронзы и абсолютно не подвергшаяся коррозии, небольшой железный срезень и 3 плоских железных гвоздя. Помимо перечисленных индивидуальных находок, в пределах раскопа были найдены также куски металлических и стекловидных шлаков.

В целом селище в урочище "Колода", безусловно относится к так наз. культуре длинных курганов и, очевидно, непосредственно связано с расположенной здесь же курганной группой. Основываясь на характере сделанных здесь находок, поселение может быть датировано лишь рамками существования культуры в целом. Не совсем ясно соотношение со средневековым поселением комплекса, представленного кварцитовыми и кремневыми изделиями, тем более, что слой памятника полностью перемешан распашкой. Обращает на себя внимание микролитический характер находок и отсутствие здесь неолитической керамики (встреченной, однако, на стрелке Сабы и Керины). В связи с этим уместно вспомнить о расположенной в нескольких километрах от Засобья мезолитической стоянке Соколок. Однако стоянка в урочище Колода, если и существовала, безвозвратно уничтожена распашкой. Можно отметить лишь отчетливое тяготение ее комплекса стратиграфически к основанию культурного слоя и планиграфически к берегу Сабы.

Курганы, входящие в комплекс памятников Засобье-II, также подвергались раскопкам. В 1990-1991 гг. здесь была исследована юго-восточная часть некрополя - в общей сложности 6 курганов (? 6-10, 12), вытянутых цепочкой с юго-востока на северо-запад. В 1998 г. в северной части группы был раскопан курган 3.

Все исследованные в юго-восточной части могильника курганы имели сходные черты в своем строении. В основании каждого из них была прослежена первоначальная низкая насыпь, имевшая в плане близкую к квадрату форму. Размеры этих квадратных насыпей составляли 2,5-4 ? 3-5 м, высота - ок. 0.2 м. Своими углами все они были ориентированы по сторонам света. С течением времени все эти низкие насыпи были досыпаны, существенно увеличившись в плане и лишь незначительно увеличив свою высоту. При этом среди 'окончательных' курганов имелись как почти квадратные, так и удлиненные, прямоугольные в плане насыпи (их форма определяется по контуру рва, окружавшего расплывшуюся песчаную насыпь).

Обнаружить какие-либо алгоритмы в погребальной обрядности псковско-новгородских длинных курганов пока удается лишь 'от противного': последующие досыпки и возможные изменения формы курганов не связаны ни с совершением новых захоронений (их в кургане может не оказаться вовсе), ни с обликом первоначальной насыпи. Выявление этих закономерностей - одна из основных целей предстоящих исследований, но для этого необходимы раскопки многих могильников полной площадью, пока, к сожалению, не осуществленные.

Одной из наиболее сложных и одновременно типичной насыпью оказался раскопанный в 1990 г. курган 6. До раскопок он представлял собой вытянутую по линии северо-запад - юго-восток насыпь размерами 15 ? 8 м и высотой ок. 0,4 м, с юго-востока к нему вплотную примыкал курган ? 7.

В северо-западной половине кургана 6 была выявлена первоначальная маленькая насыпь. Она прослеживалась как в профиле кургана, так и планиграфически - по остаткам окружавшего ее неглубокого ровика. Ее поперечник составлял 4,5 м. В центре первоначальной насыпи было выявлено безынвентарное погребение 1 - скопление пережженных костей во впущенной в вершину ямке. Эта ямка, диаметром 0,3 м и глубиной 0,15 м, прорезала почти всю насыпь первоначального кургана от поверхности до уровня погребенной почвы.

Следующий этап связан с совершением нескольких безынвентарных захоронений (? 2-4) в материковых ямках к юго-востоку от первоначальной насыпи. Погребение 2 выявлено в 1 м к юго-востоку от внешнего края ровика первоначальной насыпи. Кальцинированнные кости, перемешанные с углем, лежали в ямке диаметром 0,2 м и глубиной 0,2 м. Погребение 3 располагалось в 2 м к югу от погребения 2: в ямке диаметром 0,3 м и глубиной 0,24 м лежали пережженные кости, перемешанные с углем и сажей. Погребение 4 было выявлено в 4 м к югу от погребения 2: перемешанные с углем и сажей пережженные кости лежали в ямке диаметром 0,3 м и глубиной 0,1 м.

Последний этап функционирования описываемого комплекса связан с сооружением перекрывшей как небольшой курган, так и примыкающую к нему площадку прямоугольной в плане насыпи размером 14 ? 6 м, окруженной рвом шириной 1,5-2 м и глубиной 0,4 -1 м. В насыпи найден кремневый скребок, попавший сюда при ее возведении.

С этой окончательной насыпью связано два погребения. Погребение 5 располагалось на центральной оси кургана. Скопление мелких кальцинированных косточек диаметром до 0,4 м и мощностью 0,08 м располагалось сразу же под дерном. Среди костей была найдена бронзовая пряжка с овальной рамкой, деформированная воздействием огня. Погребение 6 - безынвентарное скопление очищенных от угля кальцинированных косточек, помещенное во впущенную в окончательную насыпь ямку диаметром 0,3 м и глубиной 0,16 м.

Раскопанный в 1998 г. в северной части группы курган 3 несколько отличался по своему строению. До раскопок курган представлял собой овальную насыпь размерами 12,5 ´ 10 м и высотой около 0,7 м, вытянутую длинной осью почти с востока на запад. Хорошо задернованная, она поросла соснами и была окружена заплывшим ровиком.

Реконструировать этапы ее возведения и существования можно следующим образом. Первоначально был сооружен, очевидно, округлый в плане курган диаметром около 2,5 м и высотой до 0,5 м, прослеживавшийся в восточной части окончательной насыпи по прослойкам погребенного дерна. Существует вероятность того, что эта насыпь была окружена очень неглубоким и нешироким ровиком, следы которого прослеживались в бровках. Под юго-восточной частью этой насыпи были расчищены несколько деревянных плах, лежавших под углом друг к другу. Погребений в кургане совершено не было.

На следующем этапе существования кургана его насыпь была превращена в вытянутую, высота также увеличилась. Курган был сооружен при помощи отсыпки валика по краю намеченной площадки с последующим заполнением песком его внутреннего пространства. Следы валика в виде прослоек гумусированного песка отчетливо читаются в бровках. Высота насыпи увеличивается примерно до 0,6 м от уровня древней дневной поверхности. На склоне северо-восточного сектора этой насыпи было собрано несколько фрагментов лепной керамики. Часть из них является обломками сосудов характерных для псковских длинных курганов, несколько фрагментов напоминают керамику предшествующих эпох. (Можно отметить, что аналогичная ранняя керамика встречалась и в других насыпях в ур. Колода.) На этом этапе в кургане также не было совершено погребений. Последний - третий - этап сооружения насыпи кургана отличается тем, что насыпь практически не изменила свою форму - она лишь была увеличена в высоту и обведена ровиком. Южная и восточная часть ровика шли, несколько отступив от насыпи. Его ширина достигала 1,5 - 2 м, глубина - 0,4 -0,8 м, в северо-восточной части он имел перемычку.

В вершине центральной части кургана было расчищено два погребения. Кости довольно мелкие, хорошо пережженные. Погребение 1 было помещено в насыпь при ее сооружении. Погребение 2, по всей вероятности, также было впущено в насыпь при ее сооружении. На некоторых фрагментах костей сохранились следы окислов бронзы, однако никаких вещей обнаружено не было.

Исследования памятников близ д.Засобье позволили получить новые сведения как о погребальном обряде культуры псковских длинных курганов. Этот чрезвычайно сложный памятник с материалами многих исторических периодов требует дальнейшего углубленного изучения и, возможно, позволит осветить труднейшую проблему соотношения псковско-новгородских длинных курганов с предшествующими древностями лесной полосы Восточной Европы.

Е.Р.Михайлова

назад